Одиночные формы

Чтобы достичь плавных и четких движений, необходимо работать в одиночку. Это позволит нам изучить, как двигается наше тело, и раскроет основные программы, записанные в центрах контроля (см. «Контактные рефлексы»).
Мы также учимся понимать, какой эффект дают те или иные движения в зависимости от ситуации и что даст нам возможность быстро и плавно переходить из одного положения в другое.
Эффективность Вин Чун зависит от четкого представления нескольких аспектов механики тела:
1. Правильное и эффективное использование энергии мышц.
2. Точность и угол наклона суставов (запястий, локтей, плеч и спины).


3. Движение корпуса согласно движениям нижней части тела (совместная работа талии и бедер).
4. Использование стоек во время движения (шаги и повороты) и их воздействие на работу рук.
Шесть форм Вин Чун учат нас именно этому, делая процесс обучения несложным и системным. Они содержат в себе все ключевые моменты стиля (за исключением перемещений и чувствительности к действиям партнера, изучаемой в Чи сао) и множество техник.
Существует четыре открытых формы рук, одна из которых применяется в работе со специально разработанным деревянным манекеном, а также две формы работы с оружием: длинным шестом и ножами-бабочками.
Формы содержат все необходимые навыки, которые нужно развить ученику, и тренируют тело, воздействуя на мускулы и суставы, развивая их в наиболее подходящем темпе. Любые добавления или урезания форм могут повредить системе в целом, поэтому их нужно практиковать так, как они есть. Новые теории проще всего проверять, разрабатывая новые упражнения или технику движений.
Для многих формы ката представляют собой сражение с одним или несколькими воображаемыми соперниками; в Вин Чун это не всегда так. Вы не можете драться с самим собой, и, поскольку Вин Чун построен на ряде концепций, в отличие от других стилей, такой подход может затруднить понимание системы. Намного полезнее представлять цель всей тренировки в целом, нежели выполнять каждое движение с одной, присущей только ему, целью. Из простых концепций бьет родник идей и разнообразных техник. Обратное бывает далеко не всегда.
Формы содержат главные принципы системы; в ходе изучения вы можете находить новые идеи и двигаться дальше. Это правильно, комплексы движений были разработаны в абстрактной форме, чтобы ученики не попались в ловушку заучивания. Зная главные правила, вы можете делать все, что хотите. Эти формы дают свободу, а не ограничения.

Сю Лим Тао (смотрите плакат в конце книги)

Первая форма называется Сю Лим Тао, что означает «маленькая идея» или «отсутствие мыслей» (для меня это также значит, что необходимо думать о деталях, короткие движения придают простоту). Эта форма — то зернышко, из которого вырастает вся система. Как дерево нуждается в прочных корнях, чтобы не упасть под порывами ветра, так и ученик должен обрести знание первых форм и теорий, связанных с ними, чтобы легко идти дальше и развиваться.
Форма поделена на три части, в них разнятся акценты, но конечная цель одна — достичь хорошей стойки, триангуляции и расслабления рук, которые могут действовать независимо от движений тела. По этой причине много движений выполняется одной рукой за раз, пока другая находится в ожидании. Сю Лим Тао содержит элементы многих техник, поэтому убедитесь, что выполняете эту форму правильно от начала и до конца.
Начальные движения учат нас принимать правильную стойку, определяют центральную линию и показывают правильный удар.
Таков правильный порядок действий: стойка, центр и атака.
Первая часть использует выпрямленную руку и учит нас развивать мышцы и суставы руки и запястья правильным образом без использования силы и движения плеч. Здесь присутствуют скрытые элементы Тан сао, Фук сао и By cao. Эту часть нужно выполнять медленно и осознанно, все движения начинаются от локтя. Некоторым нравится концентрация, приводящая в медитативное состояние; для медитации же, в свою очередь, необходимо отсутствие мыслей. Первая часть заканчивается выполнением Пак сао, возвращением ладони в центр и прокруткой запястья, которая развивает и растягивает мышцы предплечья.
Вторая часть учит правильно использовать силу в любом направлении. Руки должны пребывать в расслабленном состоянии до последних дюймов каждого движения, когда освобождается энергия, которая дает великолепные ударные характеристики стилю Вин Чун.
После каждого всплеска руки немедленно расслабляются и движутся в новом направлении. Часто обе руки выполняют одни и те же движения по разные стороны тела. Это дает эффект равновесия, не позволяя новичкам использовать чрезмерную силу. Вторую часть нужно выполнять в оживленном темпе.
Третья часть, представляющая основные формы, начинается с Пак сао, отведения ладони в сторону и прокрутки запястья, показывая связь Тан сао с Гаун сао, Хьен сао и низкой ладонью, Бонг сао с Тан сао и Ток сао или преследующей ладонью; в конце концов, две руки работают вместе, возвращаясь в исходную позицию. Эту часть нужно выполнять, обратив особое внимание на правильность позиций и использование энергии локтя. Форма заканчивается тремя ударами и прокруткой запястья.

Чум Кю (см. плакаты в конце книги)

После того, как вы научитесь действовать руками независимо от движений тела и поймете суть основных стоек, вторая форма — Чум Кю (поиск или переход через мост) научит вас, как обходить соперника или силу, применяя навыки, полученные при изучении Сю Лим Тао. Эту форму также можно разделить на три части для более четкого представления, но цель каждой из них не столь специфична.
Первая часть учит повороту на месте, соблюдению правильной дистанции и Лоп сао. Бонг сао используется для контакта с внешней линией. Смена рук из Бонг сао в Лоп сао с правильным перемещением локтя также представлена именно здесь.
Вторая часть начинается с разворота на 90 градусов и Лан сао, и включает удар снизу вверх. Лан сао находится внизу, чтобы воспрепятствовать удару противника. Работа ног включает шаги в сторону для обретения контакта с соперником или ухода он прессинга, центральная линия находится под углом в 90 градусов к той стороне, в которую вы направляетесь. Бонг сао пытается обрести контакт либо с внешней, либо с внутренней линиями. Удар можно представить как апперкот, но чаще он рассматривается как прямой, направленный точно в цель.
Третья часть учит нас работе ног: прямой удар ногой, полушаг вперед, полный шаг, дающий возможность двинуться в любом направлении, шаг назад, Т-образный шаг и удар под углом. Здесь представлены несколько способов контроля движений соперника — такие, как нижнее Бонг сао, толчок из стойки и Гум сао, защита против ударов ногами и низких ударов рукой. В конце показаны удары, пробивающие защиту противника. Общая цель Чум Кю — обретение контакта с противником и проникновение в его центр путем правильных перемещений и угловых атак.

Мук Ян Чонг

Формы работы с деревянным манекеном являются очень важной частью системы Вин Чун. В переводе Мук Ян Чонг означает столб, используемый в роли манекена. Другие стили кунфу также используют такие приспособления, но манекен Вин Чун изготовлен специально для того, чтобы оттачивать на нем умения, полученные в ходе тренировок.
Форма много раз менялась на протяжении истории; в оригинале она состояла из 140 движений. Великий Мастер Ип Мен посчитал такое количество слишком большим и сократил число движений до 108 (в Китае это число считается счастливым). Правда, позднее он решил, что форме чего-то недостает, и увеличил число движений до 116, коим оно и остается по сей день (хотя версий этой техники существует огромное множество).
Работа с деревянным манекеном улучшит многие аспекты мастерства, особенно вашу способность свободно двигаться вокруг противника, находясь в прочной стойке и нанося сильные и точные удары. Другой полезный эффект такой работы состоит в том, что предварительно заданные утлы рук манекена помогут усовершенствовать владение техниками и отточить угол атаки.
Конечно, вы можете бить манекен ногами и руками с силой намного больше той, которую вы можете безопасно применить в работе с партнером. Нужно сказать, что цель работы с манекеном не в том, чтобы вы повредили себе руки или ноги. Ученик не должен опрометчиво избивать его, но стремиться к тому, чтобы цепляться и прилипать к его рукам, что позволит перейти в следующую позицию для удара. На более высоких ступенях мастерства работа с манекеном наряду с комбинациями движений содержит удары ногами, подножки, ловушки и броски, которые не присутствуют в одиночных формах.
На первых порах полезно изучить повторяющиеся техники Као сао, выполняемые вместе с поворотом. Гаун сао держит энергию по линии руки, в то время как Као сао отдыхает, распределение веса меняется, как только вы начнете давить на руки манекена, и бедра выдвинутся вперед, чтобы дать руке необходимую силу для подъема. Когда вы поворачиваетесь, Гаун сао расслабляется и перекатывается снизу вверх, сохраняя контакт с манекеном (по сути, это Као сао), пока другая рука находится под его рукой и собирает энергию, а вес переносится на противоположную ногу. Теперь Гаун сао может черпать энергию из своей позиции. Когда вы освоите эту технику, начинайте отводить ладонь вверх при опущенной руке или вниз при поднятой вместе с Фук сао, которая из прямого положения дергает на себя руку манекена. Верхняя ладонь блокирует руку манекена, нижняя становится свободной от давления. Все части формы таким образом связаны.

Часть 1
В этой части акцент делается на работу ног и движения вокруг манекена, особое внимание должно быть направлено на тренировку способности атаковать под правильным углом, когда руки чувствуют себя комфортно и не зажаты. В Бонг сао и Тан сао запястья входят в плавный и мягкий контакт с последними дюймами рук манекена.
Помните о центре во время ваших движений. Вначале не думайте о том, насколько сильно вы ударите столб, лучше поработайте над правильными перемещениями и утлом.

Часть 2
Повторите часть 1. Начинайте с другой стороны.

Часть 3
Здесь вы встретинесь с Пак сао, сперва с внутренней стороны; будьте внимательны — рука не меняет своего положения полностью и каждый раз возвращается в центр. Затем, с внешней стороны, Пак сао применяется вместе с поворотом или Джут сао. Движение переходит в сильный удар и отскок в безопасное положение с низким ударом рукой. Нижний бонг после того, как рука становится свободной, направляется в необычную фланговую атаку или Ман сао вместе с Пак сао, которая сопровождается контратакующим боковым ударом ногой. Этот удар эффективен, если вас атакуют с фланга или противник давит или захватывает вашу Бонг сао.
Убедитесь, что удар направлен точно в центр и нога не соскальзывает со столба.

Часть 4
Учит свободно поворачиваться вокруг защиты противника, используя его силу и обретая убойную силу удара обеих рук. Обратите внимание на ритм движений манекена и постарайтесь подстроиться под него.
Помните, что движения обеих рук можно выполнять и одной.
Прокрутите Бонг сао в Тан сао с низкой ладонью и нанесите удар ногой под углом в 90 градусов к ноге соперника.

Часть 5
В этой части вы познакомитесь с По Пай Чун, или двойными толчками и ударами ладонями. Внимание нужно обращать, прежде всего, на форму защиты противника. Ваш удар будет направлен изнутри или снаружи, чтобы обмануть или зажать противника или освободить собственную руку для удара.

Часть 6
Бонг сао разворачивается и становится хватающей рукой, это движение должно выполняться вместе с широким поворотом. Захват делается одновременно с ударом согнутой ладонью в гортань, направленным по внутренней линии. Также здесь представлен перекрестный шаг и топающий удар, который наносится с «неправильной ноги». Часто этот удар направлен в сзадистоящую, опорную ногу противника.
Перекрестный шаг можно также использовать для плавной перемены направления движений.

Часть 7
Удары ногами и броски. Сперва наносится прямой удар в бедро, область паха или центр, затем нога сгибается в колене, чтобы вернуть вес в нормальное состояние и возвратить ногу на землю. Обратите внимание на скрытые движения ног, необходимые для сильного первого удара.
Бросок выполняется после Гум сао, круговым шагом вы заходите за переднюю ногу соперника. Пятка поднята, упор на мышцы икры. Пак сао, удар ладонью и топающий удар пяткой выполняются практически одновременно, захватывая ногу в ловушку и заставляя противника упасть назад. Эти умения подобны искусству Чи герк (липкие ноги). Особое внимание нужно уделять центру, стойке, времени и углу движения, тогда бросок будет успешным. Также необходимо следить за работой ног, когда вы переходите на противоположную сторону.

Часть 8
Последняя часть учит отражать низкие и высокие удары ногами, на чуть большем расстоянии, чем обычно. Далее следует переход обеих рук Бонг сао в захват Лоп сао с поворотом, в то время как нога проходит вперед, под ногу или лодыжку соперника. Это поставит ногу против направления рывка и заставит соперника упасть вперед.

Бю Дзе
Бю Дзе (летающие пальцы) — третья секретная форма Вин Чун. Ее тайна исходит из того, что этой технике обычно обучают преданных учеников, которые достигли высокой ступени мастерства и в боевом, и в личностном плане.
Часто ее изучают один на один с учителем, и ученик должен уже прочно усвоить правила Сю Лим Тао и Чум Кю, а также пройти работу с манекеном. Основная энергия исходит из локтей, кончиков пальцев и руки. Многие движения в этой форме часто направлены от «неправильной» стороны тела.
Эта атакующая техника содержит множество мудрых идей. Также она может помочь, когда вам требуется вернуться из неудачного положения в центр или уйти от атаки, если сила или центр потеряны.
По этой причине Бю Дзе известна как вспомогательная форма. Есть еще одна причина, по которой не стоит показывать ее новичкам — лучше научиться не допускать ошибок, чем искать пути их устранения.
Часто, когда художники учатся делать наброски, учитель не позволяет им пользоваться ластиком — таким образом, они учатся видеть свои промахи и избавляться от них.