Бю, Бик и Бонг

Очень близки и важны для системы Вин Чун следующие концепции: Бю, Бик и Бонг. В переводе они означают «вперед», «вокруг» и «задержка» и могут быть рассмотрены как дальнейшие ступени к обретению контроля над центральной линией. Скажем так, чтобы пояснить эти туманные идеи.

Если рука свободна или движется в точку за пределами защищаемой нами области, она направляется в центр соперника по кратчайшему пути. Если на ее пути возникают препятствия, она должна обойти вокруг них и продолжить движение по той же или другой линии.
Любые атаки, которые угрожают нашему центру, должны быть перехвачены и мягко, но быстро остановлены, сила противника должна вернуться назад или быть рассеяна. Если есть сомнения, «прилипайте».


Здесь можно вспомнить известное изречение мастеров Вин Чун, которое раскрывает всю суть системы. Рука задерживается. Рука идет вслед. Свободная рука устремляется вперед. Можно сказать, что эти три положения заключают в себе всю суть системы Вин Чун.

Постоянное движение (поток)

На первый взгляд кажется, что Вин Чун состоит из нескольких прямолинейных техник (кратчайшее расстояние между двумя точками). В стиле присутствует множество коротких, резких, толкающих ударов с частыми, стремительными переменами направления и основной целью быстро сбить соперника, не позволяя ему атаковать.
Как это соотносится с плавным, мягким, постоянно текущим стилем Чи сао? Во-первых, в Вин Чун примерно столько же круговых движений, сколько и прямолинейных: по сути, множество прямых действий имеет круговую форму. Вспомните поворот, который превращает прямую атаку в прямую нейтрализацию силы. Каждый раз, когда наша атака блокирована, поймана в тиски или перенаправлена, мы возвращаем себе стабильность именно круговым движением.
Нам необходимо оставаться расслабленными, чтобы быстро менять положение и уходить от ударов без остановки и размышлений над следующим действием. Без этой плавности движения Вин Чун напоминали бы отрывистое стаккато, а перемены направления состояли бы из ряда остановок. Такая резкость только бы помешала эффективности плавной техники, наши намерения были бы ясны противнику, и при должном опыте они могли бы легко отразить любую нашу атаку и одержать победу.
На начальной стадии изучения движения часто необходимо рассматривать его по частям. После того, как движение усвоено, мы вновь соединяем его кусочки в единое целое. Точно также должны быть слиты воедино независимые движения и перемены позиции.
Закончить вы должны постоянным, непрерывным потоком движений к центру. Противник не способен долго выдерживать поток движений, подобно тому, как человек не может остаться сухим, если на него вылили ведро воды. При тренировке «катящихся рук» в Чи сао направления должны меняться плавно и неясно. Когда мы дышим, то у дыхательного цикла ясно видны начало и конец, но перемена должна от начала и до конца пройти незамеченной, в чем мы не можем быть уверены, если хватаем воздух, задыхаясь. Руки в Чи сао должны менять направление движения циклично, по кругу.
Рассмотренные под разными углами, формы рук в Чи сао или Тайцзи поразительно напоминают Инь-Ян, древний символ равновесия и борьбы противоположностей. Тан сао и Бонг сао, как Инь и Ян, могут считаться противоположными идеями; Инь в данном случае станет мягкой или податливой рукой, Бонг сао, ведущей партнера к ослаблению защиты. Ян — это сильная, содержащая энергию рука (или сторона), Тан сао, создающая непроницаемый, но в то же время подвижный барьер. Если одна рука или сторона меняет свое положение, то другая должна последовать ее примеру. Две сильных руки или, наоборот, две мягких могут представлять собой равную опасность. Любое движение (защита или атака) в Чи сао должно быть синхронным с движением соперника, так их сложнее обнаружить и поразить.